Прямые иностранные инвестиции в Китае оптимизируются, обновляются


Некоторое время некоторые критики зацикливались на изолированной статистике «снижения прямых иностранных инвестиций (ПИИ)», чтобы подорвать доверие к китайской экономике. Реальность такова, что ПИИ в Китае оптимизируются и обновляются.

Было бы ошибкой не рассматривать эти цифры в глобальном контексте, поскольку снижение ПИИ не является уникальным для какой-либо одной страны.

Согласно Монитору глобальных инвестиционных тенденций Конференции ООН по торговле и развитию, без учета более высоких значений в нескольких европейских экономиках-кондуитах, мировые потоки ПИИ сократились на 18 процентов в 2023 году из-за экономической неопределенности и роста процентных ставок. Более того, приток ПИИ в Индию сократился на 47 процентов, в АСЕАН наблюдалось снижение на 16 процентов, а в США — на 3 процента.

С января по июль 2024 года фактическое использование ПИИ Китаем превысило 500 миллиардов юаней (70,2 миллиарда долларов США). Под влиянием высокой базы в тот же период прошлого года масштабы привлечения инвестиций снизились в годовом исчислении, но остались на относительно высоком уровне в контексте последнего десятилетия. В частности, за первые семь месяцев в Китае было создано около 32 000 предприятий с иностранным финансированием, что на 11,4 процента больше в годовом исчислении, согласно официальным данным.

В эпоху глобальной экономической нестабильности и растущего протекционизма ожидается спад ПИИ, особенно с высокой базы. Тем не менее, Китай по-прежнему сосредоточен на поиске возможностей среди проблем. Поскольку страна способствует высококачественному развитию, иностранные инвестиции переходят от краткосрочных «горячих денег» к долгосрочным обязательствам с более сильным институциональным и инновационным потенциалом.

Высокотехнологичное производство является ключевым драйвером ПИИ в Китае. За первые семь месяцев 2024 года доля фактических прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичное производство увеличилась на 2,6 процентных пункта по сравнению с 2023 годом. Это отражает продолжающуюся оптимизацию структуры инвестиций и соответствует стремлению страны к новым качественным производительным силам.

Приверженность Китая открытости на высоком уровне предоставляет иностранным инвесторам широкие возможности для участия в промышленной трансформации, росте потребительского рынка и развитии городов, что позволяет им получить значительные выгоды.

В недавней статье Harvard Business Review перечислены четыре основные сильные стороны экономики Китая, а именно его инновационная экосистема, инвестиции в глобальный Юг, сверхконкурентные рынки и 1,4 миллиарда потребителей, и предложено, чтобы лидеры многонациональных корпораций использовали возможности в Китае.

В дополнение к своим преимуществам в виде стабильной среды, развитой инфраструктуры и обширного рынка Китай активизирует усилия по привлечению иностранных инвестиций. Китай пообещал еще больше ослабить ограничения на иностранные инвестиции, полностью устранив барьеры для входа в производственный сектор, одновременно ускоряя открытие таких секторов, как телекоммуникации, образование и здравоохранение.

С неуклонной приверженностью высококачественному развитию и открытости высокого уровня, а также готовностью делиться своим ростом с глобальными партнерами, Китай останется ведущим направлением для иностранных инвесторов. Как полагают многие иностранные руководители, следующим Китаем по-прежнему остается Китай.