Мировой рынок аккумуляторов стремительно растет на фоне проблем с поставками: МЭА


Объем мирового рынка литий-ионных аккумуляторов в 2025 году превысил 150 миллиардов долларов, увеличившись более чем на 20 процентов по сравнению с 2024 годом, однако его экономическое и стратегическое значение выходит далеко за рамки размера рынка.

Аккумуляторы становятся краеугольным камнем автомобильной промышленности, критически важным источником гибкости для энергетических систем и все более важным источником резервного питания для цифровой инфраструктуры, включая центры обработки данных и системы искусственного интеллекта, сообщает Международное энергетическое агентство (МЭА).

Помимо энергетики, аккумуляторы остаются незаменимыми для широкого спектра промышленных и стратегических применений, от портативной электроники и беспилотных систем обороны до таких новых технологий, как человекоподобные роботы.

По мере диверсификации областей применения и дальнейшего снижения стоимости аккумуляторы превращаются в основополагающий компонент современной экономики.

Этот сдвиг имеет далеко идущие последствия для экономической конкурентоспособности, безопасности поставок и промышленной политики, поскольку цепочки поставок аккумуляторов остаются высококонцентрированными и технологически сложными.

Эти тенденции уже очевидны в развитии аккумуляторных технологий, поскольку снижение стоимости и расширение областей применения продолжают стимулировать быстрый рост спроса на аккумуляторы во всех секторах.

В 2025 году объем глобального внедрения литий-ионных аккумуляторов был в шесть раз выше, чем в 2020 году.

Электромобили остаются доминирующим драйвером спроса, мировые продажи достигли нового рекорда и составляют каждую четвертую проданную в мире машину.

На электромобили приходится более 70 процентов от общего объема использования литий-ионных батарей.

За ними следуют системы хранения энергии на основе батарей, на долю которых приходится более 15 процентов, что отражает растущую роль батарей в обеспечении гибкости энергетических систем.

Ситуация представляет собой глубокий сдвиг по сравнению с ситуацией десятилетней давности.

В 2015 году почти половина мирового спроса на батареи приходилась на портативную электронику; к 2025 году эта доля упала до менее чем 5 процентов.

Падение цен сыграло важную роль в этом росте.

В 2025 году средние цены на батареи снизились на 8 процентов благодаря достижениям в производстве, улучшению химического состава батарей и усилению конкуренции на мировом рынке.

Системы хранения энергии на основе аккумуляторов (BESS) продемонстрировали наиболее резкое снижение цен: средние мировые цены в 2025 году упали до одной трети от уровня 2020 года.

В то же время региональные различия в ценах увеличились.

В 2025 году цены на аккумуляторные батареи в Китае были на 30 процентов ниже, чем в США, и на 35 процентов ниже, чем в Европе.

Рекордно низкие цены на литий-железо-фосфатные (LFP) батареи также внесли значительный вклад в общее снижение затрат в 2025 году.

Цены на LFP-батареи упали более чем на 15 процентов, в то время как цены на литий-никель-кобальт-марганцево-оксидные (NMC) батареи упали менее чем на 5 процентов – второй по распространенности тип батарей в мире.

Это сделало LFP-батареи в среднем более чем на 40 процентов дешевле, чем NMC-альфа-батареи.

В результате на LFP приходилось более половины батарей для электромобилей и более 90 процентов систем хранения энергии в мире.

Хотя LFP-батареи выигрывают от структурно более низких затрат на материалы, растут опасения по поводу устойчивости нынешних ценовых уровней.

Многие производители катодов LFP работают в убыток, что увеличивает вероятность консолидации рынка.

Внедрение по-прежнему в значительной степени сосредоточено в Китае, но его использование также быстро расширяется в странах с развивающейся экономикой.

Литий-железо-фосфатные (LFP) батареи в настоящее время обеспечивают энергией более половины всех продаваемых электромобилей в странах с развивающейся экономикой – в 2023 году эта доля удвоилась – благодаря импорту автомобилей китайского производства и LFP-батарей.

Системы хранения энергии на основе батарей развиваются исключительными темпами: за последние пять лет глобальные установки увеличили свою емкость более чем в 20 раз.

Этот рост обусловлен снижением цен на батареи, обилием предложения и относительно короткими сроками реализации проектов.

По мере расширения использования возобновляемых источников энергии на многих рынках, системы хранения энергии на основе батарей становятся важным источником гибкости и устойчивости энергосистем, а также представляют собой растущую коммерческую возможность для производителей батарей.

Однако более 90 процентов систем хранения энергии на основе батарей используют LFP-батареи, которые почти исключительно поставляются из Китая, на долю которого приходится почти вся мировая производственная мощность и соответствующая техническая экспертиза.

Корейские производители инвестируют в наращивание производства LFP-батарей, которые могут стать альтернативой, но они сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны устоявшихся, более дешевых китайских производителей на рынке с избытком предложения.

По мере того как батареи становятся все более важными элементами энергетических систем и экономики в целом, стратегические риски в цепочках поставок, связанных с ними, приобретают все большую значимость.

Китайские, корейские и японские компании являются основными производителями литий-ионных аккумуляторных элементов в мире, на их долю приходится почти весь мировой объем производства. Китай продолжает лидировать, производя более 80 процентов всех аккумуляторов в 2025 году.

В то же время на ЕС и США приходится большая часть оставшегося объема производства, причем каждая страна вносит примерно одинаковую долю.

Заводы по производству аккумуляторов в Европе и США в значительной степени зависят от импорта большинства компонентов, которые в основном поступают из Китая.

Отсутствие инвестиций в промежуточные цепочки поставок на этих рынках представляет собой растущий риск для глобальной безопасности поставок, тема, которая будет подробно рассмотрена в предстоящей публикации МЭА «Перспективы энергетических технологий 2026».

Производственные мощности и техническая экспертиза для основных компонентов, таких как активные материалы и их прекурсоры, по-прежнему в значительной степени сосредоточены в Китае.

Корея и Япония — единственные другие страны с заметной промежуточной аккумуляторной промышленностью, что открывает возможности для диверсификации некоторых источников компонентов.

Практически все батареи, используемые в электросетях, зависят от Китая как минимум на одном этапе своей цепочки поставок, а более 70 процентов всех электромобилей, производимых за пределами Китая, используют батареи или компоненты китайского производства.

Этот структурный дисбаланс вряд ли изменится в ближайшей перспективе. Для его устранения потребуется существенное увеличение инвестиций и более тесное международное сотрудничество по всей цепочке создания стоимости аккумуляторов.

Введенные Китаем с 2023 года экспортные ограничения на ключевые компоненты аккумуляторов подчеркивают эти уязвимости, поскольку они сосредоточены именно на наиболее уязвимых звеньях цепочки поставок аккумуляторов.

Успех усилий по диверсификации цепочки поставок аккумуляторов должен быть подкреплен прочными экономическими основами.

Европа и США привлекли значительные инвестиции в производство аккумуляторных элементов, чему способствуют крупные автомобильные предприятия, предлагающие предсказуемые источники спроса.

Аналогичные условия действуют и в других звеньях цепочки поставок: для наращивания производственных мощностей в среднем звене цепочки поставок необходим стабильный, крупномасштабный спрос, оправдывающий инвестиции, а конкурентоспособная и надежная база по производству аккумуляторов выступает в качестве критически важного якоря.

Однако конкурентоспособность по затратам остается ключевой проблемой. Даже без учета мер государственной поддержки производственные затраты в Европе и США по-прежнему на 50 процентов выше, чем в Китае, что осложняет усилия по созданию конкурентоспособной отрасли среднего звена.

Достижение эффективности производства, сопоставимой с китайской, где средний выход продукции значительно превышает 90 процентов, потребует времени и постоянных инвестиций.

Когда новый производитель начинает свою деятельность, доля продукции, непригодной для продажи, часто значительно превышает ту, которая необходима для достижения прибыльности.

Для регионов без развитой аккумуляторной промышленности прогресс будет зависеть от долгосрочных инвестиций, долгосрочной приверженности и партнерства с опытными производителями и странами, богатыми ресурсами.

Технологические инновации также будут играть важную роль. Например, натрий-ионные батареи – сектор, в который быстро растут инвестиции ведущих производителей – могут создать возможности для более географически диверсифицированных цепочек поставок.

Однако текущие проекты указывают на противоположное направление – почти все установленные и объявленные мощности по производству натрий-ионных батарей расположены в Китае.