Стимулирование частных инвестиций в социальное воздействие


По словам Дэниела Новака из Schwab Foundation, для повышения интереса частного сектора к социальному воздействию необходимы как пряник, так и кнут.

Дэниел Новак, руководитель отдела социальных инноваций социального предпринимательства Schwab Foundation, считает, что для того, чтобы инвестиции частного сектора помогли сократить дефицит финансирования социального развития на развивающихся рынках, необходим радикальный подход.

По словам Новака, нынешнее сокращение финансирования помощи требует «удвоения усилий» по повышению привлекательности финансирования социального воздействия для частного сектора.

Согласно последним данным ООН, развивающиеся страны сталкиваются с ежегодным дефицитом финансирования устойчивого развития в размере 4,3 трлн долларов США, из которых 1,8 трлн долларов США приходится на нужды, связанные с климатом. Перспективы сокращения этого дефицита не улучшились из-за сокращения официальной помощи развитию со стороны развитых стран, которая, по прогнозам ОЭСР, сократится на 9–17% в 2025 году после падения на 9% в 2024 году.

Инструментарий политики, стимулирующий экологически или социально значимую деятельность, по-прежнему в основном состоит из негативных стимулов, направленных на предотвращение или сдерживание компаний от нанесения большего вреда, таких как налоги на выбросы углерода и действующие требования к раскрытию информации компаниями, поясняет Новак.

«Сейчас мы в основном работаем с кнутом. Это хорошая отправная точка, но позитивный аспект также важен», — говорит Новак. «Из поведенческой психологии мы знаем, что стимулы просто лучше работают для поощрения изменений, и именно здесь, по нашему мнению, наш инструментарий в настоящее время бесполезен. У нас ограниченные возможности для реального стимулирования позитивного вклада в развитие общества и защиту окружающей среды».

Стремясь исправить эту ситуацию, Schwab Foundation совместно с Центром исследований повышения социальной ценности (CSES) SK Group и Rockefeller Philanthropy Advisors опубликовали в начале этого года отчет, в котором изложены некоторые инновационные решения, которые, по их мнению, могут мобилизовать значительные средства частного сектора на цели социального развития, если их масштабировать.

Главной из них является идея торгуемого воздействия, то есть создания бирж, на которых можно торговать кредитами, полученными в результате социального воздействия, следуя примеру развития рынков углеродных кредитов.

Учитывая количество различных типов социального воздействия и множество показателей, используемых для его измерения, это представляется более сложной задачей, чем создание рынка, основанного на единой метрике сокращения выбросов углерода.

Однако, по словам Новака, те, кто разрабатывал методы борьбы с глобальным потеплением на международном уровне в конце 1990-х годов, после подписания Киотского протокола, также имели ряд возможных показателей, на которых они могли сосредоточиться, прежде чем сузить их до выбросов углерода. 

Он утверждает, что аналогичный процесс может происходить и с кредитами социального воздействия, отмечая, что выгоды в различных социальных секторах, как правило, пересекаются, что позволяет создать рынок, который мог бы вращаться вокруг одного ключевого показателя, например, роста доходов.

«Улучшая результаты в здравоохранении, вы можете увеличить продолжительность жизни на год, а вместе с тем и свой дополнительный доход. Таким образом, существуют способы стандартизации, позволяющие торговать кредитами по различным аспектам входных данных», — говорит он.

Уже наблюдается наложение между углеродными кредитами и социальным воздействием: покупатели углеродных кредитов, такие как Microsoft и Salesforce, применяют надбавку к кредитам с подтвержденными заявлениями о социальном воздействии в таких областях, как создание рабочих мест, продовольственная безопасность и результаты в области здравоохранения.

Новак признает, что создание рынков торговли социальным воздействием и их масштабирование потребуют многолетнего сотрудничества в рамках сети заинтересованных сторон и не станут немедленным решением кризиса финансирования воздействия. Он отмечает, что, что наиболее важно, для этого потребуется система, которая ставит сообщества на первое место при определении воздействия, наиболее значимого для них и их контекста.

Ключевые факторы, способствующие торговле воздействием, указанные в отчете, включают общие рамки для определения и оценки воздействия; методы определения стоимости и обеспечения торговли; создание реестров и бирж; системы проверки и обеспечения гарантий; финансовые и нормативные стимулы для стимулирования спроса; а также структуры управления, в которых приоритет отдается прозрачности, легитимности и справедливости.

«Это, безусловно, долгосрочный процесс, чтобы выйти на новый уровень, но если мы не начнём этот путь сейчас, то через пять лет мы никуда не доберёмся», — говорит Новак.

Пилотные рынки на региональном или местном уровне, ориентированные на конкретные виды воздействия, такие как здравоохранение или образование, — наиболее очевидные отправные точки.

Тем временем, уже существуют некоторые небольшие проекты электронных торговых площадок, такие как Common Good Marketplace, предоставляющий платформу для преобразования социальных и экологических результатов в развивающихся странах в стандартизированные верифицированные активы воздействия, которые можно приобрести для поддержки прогресса в достижении Целей устойчивого развития ООН.

Одной из смежных областей, продвигаемых Schwab Foundation и его партнерами, которая уже набирает обороты, является использование схем «общественной валюты». Они стимулируют социальное воздействие, предоставляя людям, выполняющим социально значимую работу, выкупаемые кредиты воздействия, которые добавляются к их текущему регулярному доходу.

В рамках системы «общественной валюты» Zlto в Южной Африке около 500 000 молодых людей, часто из неблагополучных районов, получают кредиты за работу в сообществе, которые они затем могут обменять с помощью мобильного приложения в более чем 3000 магазинах на продукты питания, одежду, мобильный интернет и транспортные расходы.

Дальнейшая новаторская работа ведется в таких странах, как Южная Корея, где некоторые местные органы власти выпускают «общественную валюту», чтобы стимулировать потребителей покупать местные продукты и покупать товары в местных магазинах.

В краткосрочной перспективе другие, более эффективные решения для привлечения как частных, так и государственных инвестиций, такие как контракты, основанные на результатах, могут оказаться более подходящими для привлечения срочно необходимых частных инвестиций.

«Многие инструменты, связанные с облигациями социального воздействия, были созданы в партнёрстве с государственным сектором, но мы хотим привлечь больше компаний к участию в программе, основанной на результатах», — говорит Новак. «Уже сегодня корейская SK Group, второй по величине конгломерат в стране, поддержала более 400 социальных предприятий, предоставив 51 миллион долларов в виде кредитов на социальный прогресс — системы, которая вознаграждает их за оказываемое ими социальное воздействие».

Движущей силой этого может стать растущее давление на транснациональные компании, требующее решения проблем социального воздействия в их глобальных цепочках поставок.

«В настоящее время эти компании могут работать в рамках индивидуальных партнёрств с НКО, но финансирование, основанное на результатах, может позволить им фактически решать проблемы социального воздействия в своих цепочках поставок, используя более рыночный механизм, создавая спрос на определённые социальные результаты», — говорит он.

Schwab Foundation в настоящее время создаёт коалиции с партнёрами, чтобы изучить возможности дальнейшего развития этого подхода. Новак говорит, что первоначально основное внимание будет уделяться тому, как компании могут оплачивать улучшение показателей здоровья в своих собственных цепочках поставок.

Компаниям также рекомендуется инвестировать в уже существующие структуры, ориентированные на результаты, чтобы лучше понять, как их можно использовать для положительного влияния на собственные существенные социальные риски.

Одной из существующих структур с аналогичными характеристиками, по словам Новака, является кредитная линия в размере 75 млн долларов США, предоставленная IFC компании PepsiCo Mexico в 2024 году. Она позволяет компании предлагать своим поставщикам льготное краткосрочное финансирование по ставкам, привязанным к достижению экологических и социальных целей в области декарбонизации, борьбы с детским и принудительным трудом. Эта сделка является частью более масштабной программы IFC по глобальному торговому финансированию поставщиков на сумму 1 млрд долларов США.

Что касается масштабирования этих инновационных подходов к участию частного сектора в рынках социального воздействия, Schwab Foundation стремится поддерживать планы внедрения организаций, имеющих опыт в этой области, выходя за рамки Южной Кореи и ЮАР, где у него уже есть пилотные проекты.

Еще один подход, который Schwab Foundation рассматривает для параллельной реализации, — это анализ сценариев с использованием искусственных технологий, позволяющий проводить моделирование, показывающее влияние на экономику различных механизмов, стимулирующих инвестиции в социальный сектор.