ОАЭ усиливают влияние региона благодаря рекордным прямым иностранным инвестициям в Северную Африку
Северная Африка привлекла рекордный приток прямых иностранных инвестиций в 2024 году, поскольку ОАЭ заключили крупную сделку в сфере недвижимости в Египте и инвестировали в возобновляемые источники энергии и порты в соседнем регионе.
Согласно данным Управления ООН по торговле и развитию, в прошлом году в регион поступило более 51 млрд долларов прямых иностранных инвестиций, что более чем в три раза превышает показатель 2023 года в 13 млрд долларов.
На Северную Африку пришлась большая часть из 97 млрд долларов прямых иностранных инвестиций, привлеченных в африканский континент в 2024 году, что на 75% больше, чем 55 млрд долларов годом ранее. Восточная Африка также привлекла рекордный приток прямых иностранных инвестиций в размере 12,7 млрд долларов, что на 15% больше, чем в 2023 году, свидетельствуют данные ЮНКТАД.
ОАЭ являются движущей силой этого всплеска прямых иностранных инвестиций в Северную Африку, поскольку страна Персидского залива продвигает свою стратегию по укреплению торговых, инвестиционных и безопасных связей с соседними странами.
Египет привлёк львиную долю инвестиций в Северную Африку в 2024 году. По данным ЮНКТАД, в прошлом году страна получила 46,6 млрд долларов прямых иностранных инвестиций, что выше показателя в 9,8 млрд долларов в 2023 году и среднегодового показателя в 6 млрд долларов в период с 2010 по 2019 год.
Страна стала крупным получателем инвестиций от состоятельных инвесторов из Абу-Даби, Дубая и ОАЭ в целом.
ADQ, суверенный фонд благосостояния Абу-Даби с капиталом в 251 млрд долларов, в феврале 2024 года обязался инвестировать 24 млрд долларов в развитие нового прибрежного города Рас-а-Хекма в рамках партнёрства между ОАЭ и Египтом на сумму 35 млрд долларов. Эта сделка помогла Египту смягчить валютный кризис и проложила путь к новому соглашению с МВФ для экономики, находящейся в тяжёлом положении.
В целом, по предварительным данным Центрального банка Египта, общий приток прямых иностранных инвестиций из ОАЭ в Египет вырос до 38,9 млрд долларов США в 2024 финансовом году по сравнению с всего лишь 3 млрд долларов США годом ранее. США и Великобритания, следующие два крупнейших источника инвестиций, получили около 3 млрд долларов США каждый в 2024 году.
После проекта Ras al-Hekma, реализуемого ADQ, возобновляемая энергетика стала следующим по величине сектором прямых иностранных инвестиций в ОАЭ с объемом инвестиций в 13,8 млрд долларов США в 2024 году. Кроме того, дочерняя компания ADQ, AD Ports Group, инвестировала в несколько египетских портов.
Бен Фишман, старший научный сотрудник Вашингтонского института ближневосточной политики, отмечает, что прямые иностранные инвестиции Эмиратов в Северную Африку обусловлены экономическими и политическими интересами. «В основном это стратегический подход, направленный на поддержку президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси, то есть это не только политический, но и экономический аспект», — говорит он. «Суверенные фонды благосостояния не просто так дарят подарки».
Эммануэль Нутари, генеральный делегат Anima Investment Network, региональной экономической организации, отмечает, что инвестиции Эмиратов в Северную Африку эволюционировали от приватизации банков к более широкому спектру проектов, таких как инфраструктура, агропродовольственный сектор и технологии.
В этой динамике Эмиратов прослеживается «стремление укрепить стратегические альянсы в Северной Африке», говорит он, утверждая, что это своего рода «френдшоринг» и способ диверсифицировать активы и уйти от нефтяной зависимости.
Крупные проекты Эмиратов в области зеленой энергетики включают планы CMZE по производству водорода в Марокко и Тунисе, а также соглашение H2 Global Energy об инвестировании 6 млрд долларов в проект по производству зеленого водорода и аммиака в Тунисе. В июне дубайская девелоперская компания AMEA Power достигла финансового закрытия по проекту системы накопления энергии на основе аккумуляторных батарей мощностью 300 МВт·ч и запустила в эксплуатацию ветровую электростанцию мощностью 500 МВт в Египте.
В прошлом году Хуссейн Аль Новаис, председатель совета директоров AMEA Power, заявил fDi Markets, что компания выполняет «направление правительства ОАЭ и одновременно удовлетворяет потребности Африки в электроэнергии».
fDi Markets