PIF Саудовской Аравии пересматривает стратегию расходов
Фонд национального благосостояния сокращает бюджеты своих амбициозных мегапроектов, что приводит к увольнениям.
Фонд государственных инвестиций Саудовской Аравии (PIF) сокращает свои расходы в 2025 году, пересматривая свой подход к финансированию многочисленных мегапроектов страны и амбициозной программы экономических преобразований.
Фонд национального благосостояния объемом 925 млрд долларов США ввел сокращение расходов не менее чем на 20% в 2025 году по всему своему портфелю, в который входят многие компании, разрабатывающие мегапроекты, согласно отчету Arabian Gulf Business Insight (AGBI).
Ни один мегапроект не был заморожен или полностью отменен, но некоторые бюджетные сокращения достигли 60%, сообщает AGBI. Контракт на 5 млрд долларов США в Neom, футуристическом городе стоимостью 500 млрд долларов США на побережье Красного моря в Саудовской Аравии, который должен был быть заключен в декабре, также был отменен.
Затягивание поясов PIF происходит на фоне того, что падающие цены на нефть способствовали увеличению дефицита бюджета правительства Саудовской Аравии, который, как ожидается, составит 2,3% ВВП в 2025 году, что было пересмотрено с 1,6% в бюджете на 2024 год. Саудовский нефтяной гигант Aramco сократил ожидаемые общие выплаты дивидендов в 2025 году до 85,4 млрд долларов, что означает, что меньше этих денег поступит в государственный бюджет (82%) и PIF (16%), согласно анализу Fitch, основанному на их долях в капитале.
«У Саудовской Аравии двойной дефицит в 2025 году из-за растущего давления замедления экономики, снижения доходов от продажи нефти и того, что привело к снижению профицита торгового баланса из-за резкого роста импорта для государственных проектов», — говорит Карен Янг, старший научный сотрудник Института Ближнего Востока, аналитического центра.
Пэт Такер, редактор отдела Ближнего Востока и Африки в Economist Intelligence Unit, говорит, что она ожидает, что «несколько крупномасштабных инициатив могут быть переоценены, отложены или даже отменены из-за финансовых ограничений».
Некоторые мегапроекты, финансируемые PIF, включая Neom и развитие туризма на Красном море, как сообщается, уволили персонал в этом контексте. «Компании, курирующие гигапроекты, начали тихо сокращать расходы на персонал, позволяя некоторым трудовым договорам истекать без продления и даже увольнять персонал в подразделениях, сталкивающихся с самыми резкими сокращениями», — говорит Рача Хельва, директор Центра Рафики Харири в Атлантическом совете.
Но рекрутеры, которые поддерживают PIF и его портфельные компании, отмечают, что найм по-прежнему происходит в крупных проектах с более четкой окупаемостью инвестиций. «Это момент Илона Маска для Саудовской Аравии», — говорит Трефор Мерфи, генеральный директор Copper Fitch, сравнивая это с повышением эффективности в правительстве США.
Консультант по недвижимости из стран Персидского залива, пожелавший остаться анонимным, говорит, что некоторые субъекты PIF изо всех сил пытались привлечь частный сектор к своему предложению и бизнес-модели. «Существуют десятки, если не сотни, новых генеральных планов субъектов PIF, но частный сектор не так уж заинтересован в них, потому что они не имеют экономического смысла», — говорят они.
Частью перенастройки PIF является сосредоточение внимания на других крупных инфраструктурных проектах, необходимых для предстоящих международных мероприятий, включая Азиатские зимние игры, которые начнутся в 2029 году, а затем Expo 2030 и чемпионат мира по футболу в 2034 году. Инвесторы и консультанты, которые говорили с fDi, утверждают, что эта перенастройка необходима для привлечения большего количества частного капитала и обеспечения большей экономической целесообразности амбициозных мегапроектов.
«Инвестиционные усилия просто были перераспределены в пользу инвестиций, которые помогут стимулировать промышленное и экономическое развитие в краткосрочной перспективе», — говорит Али Раза, главный инвестиционный директор Saudi Arabia Holding, частной холдинговой компании с диверсифицированными интересами по всей стране.
«Перенастройка в целом положительна, поскольку она усилит фокус на экономической жизнеспособности каждого проекта» при поиске частных инвестиций, говорит Клаус Питер Риз, консультант из ОАЭ.
Но даже несмотря на то, что страна стала основным направлением для расширения транснациональных корпораций, общие потоки прямых иностранных инвестиций составили 16 млрд риялов (4,27 млрд долларов США) в третьем квартале 2024 года, что на 21% меньше, чем за тот же период годом ранее, согласно данным Главного статистического управления.
PIF, который, как сообщило Bloomberg, планирует увеличить ежегодное размещение капитала до 70 млрд долларов США, привлек более широкий круг инвесторов для финансирования мегапроектов по всей стране. В марте он подписал меморандум о взаимопонимании (MoU) с Goldman Sachs о создании фондов для инвестиций в Саудовскую Аравию и более широкий регион Персидского залива.
Это последовало за крупными соглашениями о совместном инвестировании, подписанными с другими управляющими финансами, такими как Brookfield и BlackRock, о создании инвестиционных фондов, ориентированных на Саудовскую Аравию. PIF также подписал меморандум о взаимопонимании с несколькими японскими финансовыми учреждениями на сумму до 51 млрд долларов США, включая Mizuho Bank, MUFG Bank и Sumitomo Mitsui Financial Group, для поддержки финансирования через свои местные рынки капитала.
fDi Markets