МВФ прогнозирует экономический рост Ближнего Востока и Центральной Азии с 2,4% в 2024 году до 4% в 2025 году
В последнем докладе Международного валютного фонда (МВФ) «Перспективы мировой экономики» дается неоднозначная картина перспектив мировой экономики, при этом прогнозы в основном остаются неизменными. Глобальный экономический рост прогнозируется на уровне 3,2% в 2024 году с небольшим повышением до 3,3% в 2025 году. Следует отметить, что основные страны с развитой экономикой демонстрируют признаки выравнивания по мере сокращения разрыва в объеме производства, хотя в отдельных регионах возникают проблемы. Страны с развитой экономикой, такие как Соединенные Штаты, после бурного роста в 2023 году переживают охлаждение, особенно на своем рынке труда. Напротив, еврозона готова к восстановлению после стагнации в последние годы.
Что касается развивающихся рынков, то экономики Азии, в частности Китая и Индии, продолжают стимулировать глобальный экономический рост, внося значительный вклад в общую экономическую экспансию. Темпы роста в Индии и Китае были пересмотрены в сторону увеличения, и на их долю приходится почти половина глобального роста. Однако существуют опасения по поводу замедления темпов роста в азиатском регионе с формирующимся рынком, что может повлиять на глобальный экономический рост в среднесрочной перспективе. По прогнозам, к 2029 году экономический рост в Китае замедлится до 3,3%, что значительно ниже его нынешних темпов.
По прогнозам, глобальная инфляция снизится до 5,9% в 2024 году с 6,7% в предыдущем году, что указывает на потенциальную мягкую посадку. Однако проблемы остаются, особенно в странах с развитой экономикой, таких как Соединенные Штаты, где темпы снижения инфляции замедлились. Это может вынудить центральные банки поддерживать более высокую стоимость заимствований, что потенциально повлияет на глобальную экономическую стабильность. МВФ выделяет два основных негативных риска: потенциальную возможность дальнейшего снижения инфляции в странах с развитой экономикой, что может вынудить центральные банки сохранять высокие затраты по займам, и бюджетные проблемы, требующие более непосредственного решения.
Финансовые проблемы представляют собой еще один риск для глобальной экономической стабильности. Многие страны, включая страны с развитой экономикой, сталкиваются с ухудшением состояния государственных финансов, усугубляемым расходами, вызванными пандемией. Недостаточные усилия по бюджетной консолидации усиливают неопределенность в экономической политике, влияя на перспективы роста во всем мире. Ухудшение состояния государственных финансов сделало многие страны более уязвимыми, чем предполагалось до пандемии, что делает крайне важным восстановление резервов при одновременной защите наиболее уязвимых групп населения. Такой подход позволит высвободить ресурсы для удовлетворения возникающих потребностей в расходах, таких как изменение климата и национальная энергетическая безопасность.
Диверсификация экономики является ключевой стратегией для стран Центральной Азии, которые известны своей зависимостью от экспорта сырьевых товаров. Отказ от использования природных ресурсов может защитить экономику этих стран от колебаний мировых цен на сырьевые товары. Инвестиции в инфраструктуру имеют решающее значение для интеграции Центральной Азии в глобальные цепочки создания стоимости. Крайне важно привести налогово-бюджетную политику в соответствие с целями устойчивого развития и укрепить региональное сотрудничество.
Прогнозы роста для стран Центральной Азии отражают эту динамику. МВФ прогнозирует рост на 3,0% для стран с формирующимся рынком и развивающихся стран Европы, включая страны Центральной Азии, в 2024 году и увеличение до 3,7% в 2025 году. Ожидается, что в России, ключевом игроке в регионе, рост составит 1,3% в 2024 году и 1,8% в 2025 году. Между тем, в странах Азии с формирующимся рынком и развивающихся странах, включая Центральную Азию, прогнозируется рост на 4,3% в 2024 году и сохранение таких же темпов роста в 2025 году. Эти прогнозы подчеркивают потенциал экономической стабильности и роста в регионе.