В 2023 году глобальные ПИИ в новые проекты продолжали постепенно восстанавливаться


В прошлом году как по проектам, так и по капитальным вложениям наблюдался значительный рост, но сейчас происходят серьезные сбои.

На первый взгляд, последние данные по объявленным в 2023 году прямым инвестициям в новые проекты указывают на устойчивую ситуацию. Как количество проектов, так и капитальные затраты остаются высокими после того, как в 2022 году были достигнуты минимумы, связанные с пандемией. Однако сбои, вызванные пандемией и предшествовавшим ей глобальным финансовым кризисом, все еще сохраняются. Геополитика, устойчивое развитие и цифровизация продолжают изменять глобальную инвестиционную карту. В результате этот кажущийся устойчивым ландшафт также имеет множество нюансов, и данные, опубликованные в отчете о ПИИ за 2024 год, помогают разобраться во всем этом.

Согласно отчету, в 2023 году иностранные инвесторы объявили о 16 427 трансграничных проектах на сумму 1337 миллиардов долларов. Это на 1,1% меньше и на 4,4% больше, чем годом ранее, соответственно.

Это исторически высокий уровень инвестиций. Количество объявленных проектов недалеко от пика, достигнутого в 2019 году до начала пандемии (17 078), в то время как запланированные капитальные вложения были самыми высокими со времен мирового финансового кризиса, даже с учетом инфляции.

Рост числа проектов в сфере услуг, связанных с цифровой экономикой, таких как программное обеспечение и ИТ, способствовал увеличению числа проектов из года в год. Между тем, отраслевая матрица на 2023 год помогает понять рекордные уровни капитальных вложений. Капиталоемкие отрасли, такие как возобновляемые источники энергии, производство аккумуляторов, нефть и газ, связь и полупроводники, по-прежнему доминируют в топ-10. Все они требуют большого количества капитала и относительно небольшого количества рабочей силы, что является отличительной чертой многих проектов с привлечением прямых иностранных инвестиций в новой парадигме.

Неизбежно, чем масштабнее проект, тем выше риски его реализации. Многомиллиардные проекты редко оправдывают первоначальные ожидания, что создает дополнительный шум в наборе данных, основанном на объявлениях об инвестициях. Посмотрите на проекты с привлечением прямых иностранных инвестиций в экологически чистый водород или даже крупномасштабные проекты в области морской ветроэнергетики. Их практическая осуществимость часто ставится под сомнение, и хотя последняя является проверенной и масштабируемой технологией, «зеленому водороду» еще предстоит доказать свою ценность.

Помимо секторов, в 2023 году глобальные ПИИ в новые проекты неравномерно распределились по географическим регионам. Общая активность в сфере прямых иностранных инвестиций, измеряемая количеством объявленных проектов, снизилась в Европе и Северной Америке по сравнению с 2022 годом, в то время как в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке она резко возросла. В частности, для Азиатско-Тихоокеанского региона этот год был очень успешным, поскольку Китай и другие крупнейшие экономики региона отменили жесткие ограничения, введенные для сдерживания пандемии, и, наконец, восстановили поток сделок с ПИИ.

Это также позволило региону вернуть себе роль основного источника капитала. В прошлом году китайские прямые иностранные инвестиции в новые проекты достигли рекордно высокого уровня, но и здесь есть свои нюансы. В отличие от прошлого, большая часть китайских прямых иностранных инвестиций направлялась в развивающиеся страны, поскольку китайские компании отворачивались от Запада, чтобы открыть свои предприятия в более развитых странах и близлежащих центрах, обслуживающих крупные рынки Северной Америки и Европы.

Ближний Восток — это еще один регион, который все активнее использует капитал, накопленный им за последние десятилетия. В 2022 и 2023 годах приток иностранных инвестиций из региона резко возрос, а суверенные инвесторы, такие как базирующаяся в Абу-Даби компания Mubadala, в 2023 году стали крупнейшими иностранными инвесторами в мире по объему капиталовложений.

За последние несколько лет инвестиционный ландшафт претерпел значительные изменения. Геополитика, необходимость устойчивого развития и цифровая трансформация изменили структуру карты прямых иностранных инвестиций. Во многих секторах и странах, переживающих глубокие преобразования, отказ от инвестиций является естественным компромиссом между новыми инвестициями, и этот отказ часто не учитывается в инвестиционной статистике, в том числе и в нашей. Это также объясняет, почему мнение о прямых иностранных инвестициях менее оптимистично, чем можно предположить по данным. В конечном счете, новые данные о ПИИ в новые месторождения указывают на относительно устойчивый, хотя и сложный сценарий; но именно судьба старых проектов в конечном итоге так или иначе повлияет на баланс чистых ПИИ в долгосрочной перспективе.